Сальник и манжета. В чем отличие ?

В чем отличие сальника от манжеты? В представлении большинства это обычное уплотнение, предотвращающее утечку рабочей жидкости и препятствующее попаданию загрязнений во внутрь механизма.

И то и другое является уплотнением, то есть элементом в механизме предотвращающим утечку рабочей жидкости и препятствующим попаданию загрязнений во внутрь механизма.

Под МАНЖЕТОЙ, как правило, понимается гидравлическое или пневматическое уплотнение кольцевой формы из эластичного материала, препятствующее вытеканию рабочей жидкости или газа из области высокого давления в область низкого давления. Манжеты используют для:

  • уплотнения поршня
  • уплотнения штока
  • плунжера при возвратно-поступательном движение.

Максимальное давление, которое может выдержать стандартная манжета 400-700 Bar в гидравлике и 10-12 Bar в пневматике. Надо учитывать, что чем больше зазор между корпусом цилиндра и штоком (плунжером), тем меньшее давление выдерживает уплотнение. Максимальный зазор не более 0,55-0,6 мм.


Более ста лет назад уплотнение, названное манжетой из-за своего профиля в разрезе, (манжет, воротник) с развитием науки и техники преобразовалось во множество видов. В настоящее время гидравлическое уплотнение может состоять из нескольких частей. Например Syprim, KI-320,шевронное уплотнение или Омеgat. Профиль последнего совсем не похож на манжет.

Естественно получили развитие и материалы гидравлических и пневматических уплотнений. Если на заре развития техники для производства манжет были доступны только кожа и натуральный каучук, то теперь широкое применение получили полиуретаны, фторопласты с различным наполнением, множество видов эластомеров.
САЛЬНИК тоже является уплотнением, но радиальным. Используется для уплотнения вращающихся валов, осей с целью предотвращения утечки смазки и попадания грязи из внешней среды.
Изначально в таких узлах и механизмах использовалась сальниковая набивка из пеньки пропитанной жиром. Отсюда и название. Сальниковая набивка и по настоящее время используется в центробежных и плунжерных насосах, но из современных материалов, которые делают ее неуязвимой для больших скоростей, давлений и агрессивных рабочих сред.

В подшипниковых узлах, редукторах, приводах и прочих узлах с вращающимися валами и осями используются радиальные уплотнения, они же армированные манжеты, они же сальники.
Максимальное давление, которое способны выдержать сальники 0,05 Ваr, в отличие от гидравлических манжет с давлением 400 Bar и выше. Это небольшое избыточное давление, возникающее в системе смазки механизмов. Но, следует отметить, что есть специальные конструкции радиальных уплотнений работающие при давлении до 10 Bar (BABSL).
Внутри армированной манжеты или сальника имеется металлический каркас. С его помощью изделие жестко фиксируется в корпусе механизма. Рабочая кромка уплотнения прижимается к вращающемуся валу пружиной, что исключает утечку масла при биениях вала.


Различные условия работы узлов и механизмов обуславливает и множество видов конструкции радиальных уплотнений.

При работе узлов в повышенной загрязненности в конструкции радиальных уплотнений стали делать дополнительные кромки. Появились кассетные уплотнения. Главное их отличие, это наличие втулки, жестко посаженной на вал. Рабочая кромка уплотнения, в этом случае, работает по специально обработанной поверхности этой втулки. И тем не менее эти сложные современные уплотнения в обиходе, по-прежнему именуются сальниками.


ИТАК



МАНЖЕТА – это уплотнение, которое применимо при возвратно-поступательных движениях. Используется в гидравлических и пневматических цилиндрах и выдерживает большие давления.

САЛЬНИК (армированная манжета) –это радиальное уплотнение. Применяется во вращательных соединениях, практически не держит давления.

Вернуться обратно
ОПУБЛИКОВАТЬ В СОЦ.СЕТЯХ
ИНТЕР-КОМПЛЕКТ-НН
Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, ул. Геологов, д.1, к.2