И то и другое является уплотнением, то есть элементом в механизме предотвращающим утечку рабочей жидкости и препятствующим попаданию загрязнений во внутрь механизма.
Под МАНЖЕТОЙ, как правило, понимается гидравлическое или пневматическое уплотнение кольцевой формы из эластичного материала, препятствующее вытеканию рабочей жидкости или газа из области высокого давления в область низкого давления. Манжеты используют для:
- уплотнения поршня
- уплотнения штока
- плунжера при возвратно-поступательном движение.
Максимальное давление, которое может выдержать стандартная манжета
400-700 Bar в гидравлике и
10-12 Bar в пневматике. Надо учитывать, что чем больше зазор между корпусом цилиндра и штоком (плунжером), тем меньшее давление выдерживает уплотнение. Максимальный зазор не более 0,55-0,6 мм.
Более ста лет назад уплотнение, названное манжетой из-за своего профиля в разрезе, (манжет, воротник) с развитием науки и техники преобразовалось во множество видов. В настоящее время гидравлическое уплотнение может состоять из нескольких частей. Например
Syprim,
KI-320,
шевронное уплотнение или
Омеgat. Профиль последнего совсем не похож на манжет.
Естественно получили развитие и материалы гидравлических и пневматических уплотнений. Если на заре развития техники для производства манжет были доступны только кожа и натуральный каучук, то теперь широкое применение получили
полиуретаны, фторопласты с различным наполнением, множество видов эластомеров.
САЛЬНИК тоже является уплотнением, но радиальным.
Используется для уплотнения вращающихся валов, осей с целью предотвращения утечки смазки и попадания грязи из внешней среды.
Изначально в таких узлах и механизмах использовалась сальниковая набивка из пеньки пропитанной жиром. Отсюда и название. Сальниковая набивка и по настоящее время используется в центробежных и плунжерных насосах, но из современных материалов, которые делают ее неуязвимой для больших скоростей, давлений и агрессивных рабочих сред.
В подшипниковых узлах, редукторах, приводах и прочих узлах с вращающимися валами и осями используются
радиальные уплотнения, они же
армированные манжеты, они же
сальники.
Максимальное давление, которое способны выдержать сальники 0,05 Ваr, в отличие от гидравлических манжет с давлением
400 Bar и выше. Это небольшое избыточное давление, возникающее в системе смазки механизмов. Но, следует отметить, что есть специальные конструкции радиальных уплотнений работающие при давлении до
10 Bar (BABSL).
Внутри армированной манжеты или сальника имеется металлический каркас. С его помощью изделие жестко фиксируется в корпусе механизма. Рабочая кромка уплотнения прижимается к вращающемуся валу пружиной, что исключает утечку масла при биениях вала.
Различные условия работы узлов и механизмов обуславливает и множество видов конструкции радиальных уплотнений.
При работе узлов в повышенной загрязненности в конструкции радиальных уплотнений стали делать дополнительные кромки. Появились кассетные уплотнения. Главное их отличие, это наличие втулки, жестко посаженной на вал. Рабочая кромка уплотнения, в этом случае, работает по специально обработанной поверхности этой втулки. И тем не менее эти сложные современные уплотнения в обиходе, по-прежнему именуются сальниками.
ИТАК МАНЖЕТА – это уплотнение, которое применимо при возвратно-поступательных движениях. Используется в гидравлических и пневматических цилиндрах и
выдерживает большие давления.
САЛЬНИК (армированная манжета) –это радиальное уплотнение. Применяется во вращательных соединениях,
практически не держит давления.